Есть ли жизнь без Google Play? Альтернативы и обновление приложений

Оригинал поста на хабре

На днях я сделал приложение для обхода блокировки rutracker, однако уже дважды получил от Google отбой по разным надуманным причинам. Это очень огорчило, и возник вопрос - что делать? Поиск по хабру показал, что такие проблемы возникли очень у многих (пруфы: один, два, три, четыре… Тысячи их). А помимо бана есть ещё много причин, по которым ваше приложение может оказаться “за бортом” Google Play - например, если оно предназначено для использования только в компании, для друзей или для другого круга лиц. Так же возможно, что ваше приложение по определению не может быть выложено на Google Play - например, если оно является само по себе установщиком приложений.

Готовой статьи на эту тему я не нашёл, так что решил, что верным решением будет разобраться и написать свою. Итак, принципиальных варианта есть всего два.

1. Используем альтернативный магазин приложений

Тут довольно богато. Amazon App Shop, Samsung Apps, Yandex.Store, blackmart, humble bundle, F-Droid... В общем-то неплохо. Я из них пока попробовал только Yandex.Store. Получилось зарегистрироваться и опубликовать приложение минут за 5 - оно там уже доступно. Правда, недоумение вызывает полная невозможность как-либо дать ссылку на установку приложения в Yandex.Store. Может, я слепой, но кнопочки "Share" там просто нет. Ну и никакого веб интерфейса - только мобильный. Кстати, вопрос к представителям Yandex - а Yandex.Store вообще живой? Последний пост в твиттере датируется 2014 годом.

Плюсы:

  • Наличие некоторых возможностей, к которым мы привыкли в Google Play - включая автоматическое обновление, статистику и биллинг (есть не во всех указанных, конечно).
  • Хотя бы какой-то авторитет издателя - хуже, чем если бы приложение было на Google Play, но лучше, чем ничего.
  • Индивидуальные фичи - например, F-Droid публикует только приложения с открытым кодом.

Минусы:

    <li>Потеря в имидже. Все пользователи привыки, что приложение должно качаться с google play. Если его там нет - значит, что-то не так. Хотя вот, например, Yandex.Store на Google Play нету. И качать его приходится очень стрёмным методом...</li>
    <li>Пользователю придётся устанавливать некий "левый" магазин приложений. У меня вот ничего кроме google play не было с момента появления Android, и ставить я не собирался. Устанавливать себе ещё одного "большого брата" с полными возможностями по манипуляции твоим устройством - довольно стрёмно.</li>
    <li>Кажется, ни у одного из них нет информации о сбоях. Плюс другие возможности Google Play включая биллинг.</li>
    

2. Самостоятельное решение

Как ни страшно это звучит, на самом деле здесь мы приходим к аналогу обычного десктопного софта. Сама программа знает, когда и как ей обновляться, рассказывает об этом, в ней интегрированы платёжные возможности и монетизация. Рекламой и продвижением занимаетесь вы сами. Ужас, ужас! Но на самом деле, мы просто избаловались. Нужно просто находить правильные пути. Продвигать приложение можно, например, на тематических блогах и форумах - в том числе на 4pda с очень неплохим объёмом аудитории. Или прямо на хабре.

Кстати, даже если ваше приложение успешно опубликовано на Google Play - имеет смысл подстраховаться и как минимум сделать в нём свой алгоритм обновления, который активизируется, если, например, приложение давно не обновлялось. Или по проверке бана на вашем сервере или прямо на Google Play. Иначе, если вас на какое-то время забанят, пользователи не смогут обновить приложение. А если есть запасной вариант - вреда будет заметно меньше.

Плюсы

Ваше приложение практически невозможно заблокировать - только вместе с ресурсом, на котором вы держите обновление и информацию.

Минусы

  • Всё, что только можно - приходится делать вручную.
  • Потеря в имидже, о которой уже было сказано ранее. Как ни странно, возможно что меньшая, чем в случае использования некоего магазина приложений.

Итак, что же вам придётся делать:

Размещение приложения для скачивания

На самом деле, это всего лишь означает, что вам нужно выложить APK куда-то в доверенное место. Их не так уж мало - можно использовать всё тот же 4pda, можно класть релизы прямо в github, можно на свой сайт... Вариантов уйма.

Отладка ошибок

Да, привыкли мы к хорошему - Google сам поймает ошибку, всё расскажет о её месте, устройстве пользователя и так далее. Но... Никак проблем это реализовать самостоятельно. Как простейший вариант - ловим все эксепшны и отсылаем куда-то на сервер по HTTP или даже на почту.

Сбор статистики

К сожалению, никогда не интересовался статистикой приложений, но вам с очевидностью придётся реализовать как минимум статистику по скачиваниям.

Сложные библиотеки

Собственно придётся забыть о всех сложных и хороших вещах, которые даёт Google Play. Впрочем, то же самое касается, пускай и в чуть меньшей степени, любых магазинов приложений.

Обновление

По обновлению есть принципиально три варианта:
  1. Автоматическое обновление при наличии прав SuperUser. Это довольно стрёмно, но понятно - не будем рассматривать подробно.
  2. Обновление вручную после автоматического скачивания. Неплохо, однако требует разрешения на запись данных. Если его у вашего приложения не запланировано, то ставить лишние разрешения - зло. Требует от пользователя разрешения на установку программ из сторонних источников.
  3. Обновление вручную при переходе по ссылке. Простой вариант, однако требует от пользователя скачать и открыть APK файл. Ну и так же как второй вариант - требует от пользователя разрешения на установку программ из сторонних источников.

Чтобы показать, как всё просто - покажу примитивную реализацию третьего варианта, которую я сделал для своего приложения за час времени.

  1. Добавляем куда-то свою актуальную версию приложения. Я засунул прямо в исходники на Github в build.gradle:

// releaseVersionCode 5

  1. Публикуем где-то релизы приложения. У меня они так же лежат на github, в формате

String url="https://github.com/jehy/rutracker-free/releases/download/" + version+"/app-release.apk";

  1. Пишем собственно алгоритм обновления:

3.1 в MainActivity.OnCreate добавляем вызов проверки:

1
new Updater().execute(this);

3.2 Пишем простенький класс для проверки:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
        class Updater extends AsyncTask<MainActivity, Void, Void> {

private Exception exception;

protected Void doInBackground(MainActivity... activity) {
checkUpdates(activity[0]);
return null;
}

Integer getLastAppVersion() {
try {
// Create a URL for the desired page
URL url = new URL("https://raw.githubusercontent.com/jehy/rutracker-free/master/app/build.gradle");
// Read all the text returned by the server
BufferedReader in = new BufferedReader(new InputStreamReader(url.openStream()));
String str;
while ((str = in.readLine()) != null) {
int f = str.indexOf("releaseVersionCode");
if (f != -1) {
str = str.substring(f + ("releaseVersionCode").length()).trim();
Log.d("Rutracker free", "Last release version: " + str);
return Integer.parseInt(str);
}
}
in.close();
Log.d("Rutracker free", "Failed to get last release version!");
} catch (Exception e) {
Log.d("Rutracker free", "Failed to get last release version:");
e.printStackTrace();
}
return null;
}

void checkUpdates(final MainActivity activity) {
final Integer lastAppVersion = getLastAppVersion();
if (lastAppVersion == null)
return;
if (lastAppVersion <= BuildConfig.VERSION_CODE) {
Log.d("Rutracker free", "App version is okay, skipping update");
return;
}
String li = SettingsManager.get(activity, "LastIgnoredUpdateVersion");
if (li != null) {
Integer liInt = Integer.parseInt(li);
if (liInt >= lastAppVersion)
return;
}

activity.Update(lastAppVersion);
}

}

3.3 Добавляем класс для хранения информации о том, что пользователь решил проигнорировать этот релиз:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
public class SettingsManager {
static String get(Context mContext, String key) {
SharedPreferences settings = PreferenceManager
.getDefaultSharedPreferences(mContext);
String data = settings.getString(key, null);
if (data == null)
Log.d("SettingsManager", "No settings " + key + " is stored! ");
else
Log.d("SettingsManager", "Got settings " + key + " equal to " + data);
return data;
}

@SuppressLint("CommitPrefEdits")
static void put(Context mContext, String key, String value) {
SharedPreferences settings = PreferenceManager
.getDefaultSharedPreferences(mContext);
SharedPreferences.Editor editor = settings.edit();
editor.putString(key, value);
Log.d("SettingsManager", "Saved setting " + key + " equal to " + value);
editor.commit();
}
}

3.4 Добавляем функцию, которая покажет пользователю диалог с предложением перехода:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
public void Update(final Integer lastAppVersion) {
runOnUiThread(new Runnable() {
@Override
public void run() {
AlertDialog.Builder builder = new AlertDialog.Builder(MainActivity.this);
builder.setMessage("Доступно обновление приложения rutracker free до версии " +
lastAppVersion + " - желаете обновиться? " +
"Если вы согласны - вы будете перенаправлены к скачиванию APK файла,"
+" который затем нужно будет открыть.")
.setCancelable(true)
.setPositiveButton("Да", new DialogInterface.OnClickListener() {
public void onClick(DialogInterface dialog, int id) {
Intent intent = new Intent(Intent.ACTION_VIEW);
String apkUrl = "https://github.com/jehy/rutracker-free/releases/download/" +
lastAppVersion + "/app-release.apk";
//intent.setDataAndType(Uri.parse(apkUrl), "application/vnd.android.package-archive");
intent.setData(Uri.parse(apkUrl));

intent.setFlags(Intent.FLAG_ACTIVITY_NEW_TASK);
startActivity(intent);
dialog.dismiss();
}
})
.setNegativeButton("Нет", new DialogInterface.OnClickListener() {
public void onClick(DialogInterface dialog, int id) {
SettingsManager.put(MainActivity.this, "LastIgnoredUpdateVersion", lastAppVersion.toString());
dialog.cancel();
}
});
AlertDialog alert = builder.create();
alert.show();
}
});
}

Вуаля! Всё, теперь у нас обновляемое приложение. А если оно когда-нибудь появится в Google Play или в другом магазине приложений, который есть у пользователя, то оно сможет обновляться ещё и оттуда.

Выводы

Что есть в сухом остатке - думаю, что без Google Play жить можно. И не только можно - нужно, минусы наличия монополиста на рынке очевидны. В том числе, если бы была хоть какая-то осмысленная конкуренция - возможно, общение с технической поддержкой было бы хоть какое-то адекватное, а не отписка пустыми шаблонами.

Так же хочу получить мнения от читателей.

  1. А как вы решаете проблемы бана приложения?
  2. Пользуетесь ли альтернативными магазинами приложений?
  3. Ставите ли приложения с каких-то других сайтов через apk?
  4. Как думаете, как мы будем ставить приложения на свои устройства лет через пять?

Ссылки