Джоан Харрис - "Джентельмены и игроки"
Сегодня ночью дочитал Джоан Харрис “Джентельмены и игроки”. Оказалась такая няка, что захотелось по поводу знаменательного события аж пост сделать.
Итак, сначала необходимый словарик - те, кто знают, что есть “обратная связь”, могут пропустить написанные синим шрифтом.
Понятие обратной связи. Важной особенностью большинства управляемых процессов является обратная связь. Понятие обратной связи можно легко проиллюстрировать с помощью простого примера моряка, управляющего кораблем с помощью рулевого колеса. Штурвальный выдерживает курс судна в соответствии с заданными командами. Этот метод управления, обозначаемый термином «управление с разомкнутым контуром», страдает несколькими серьезными недостатками. Так, при изменении характеристик привода — исполнительного механизма, изменяющего положение руля, — судно будет сбиваться с курса, если рулевой не имеет никакой информации о действительном направлении движения.
Если бы рулевой постоянно следил за курсом судна по компасу, сравнивал его с заданным и вращал штурвал так, чтобы уменьшить выявленную ошибку, судно приблизительно выдерживало бы нужный курс. Можно заметить, что в этом случае штурвальный выполняет три основные функции — обнаруживает отклонение действительного исполнения от заданного, принимает решение о коррекции действия и реализует его с помощью штурвала. Эти действия по обнаружению и коррекции ошибки, а также по управлению показаны на рис. 3 как обратная связь от управляемой величины к управляющей. В такой системе фигурирует не только направление движения корабля, задаваемое положением штурвала, но и само положение штурвала зависит от этого направления. Взаимозависимость двух величин — положения штурвала и курса судна — определяет концепцию, называемую в инженерной среде обратной связью, а термин «автоматические системы управления» обычно относится к автоматическим системам, построенным на этой концепции; часто такие системы называются также «системами управления с обратной связью» или «системами с замкнутым контуром».
Кстати, ещё одним примером обратной связи является бритьё с зеркалом - просто по тому, что мы корректируем действия в зависимости от информации о их реализации.
Так вот - теперь к делу. После Борхеса у меня часто возникала гнусная идея о обратной связи в литературе и в жизни (например, поступки, обретающие смысл в свете последующих, или реинкарнации, бессмысленные поотдельности, но являющие собой единое направленное действие)… И вот - я нашёл такой пример в литературе. Возможно, это скорее рекурсия, чем обратная связь, но не суть важно. Важно то, что книга постоянно изменяется в течении прочтения, и изменяет тебя. Более того, на прочтении развлечение не заканчивается - к сожалению, я читаю слишком быстро и потому я люблю книги, которые можно долго “переваривать”. И уже после прочтения книги можно продолжать процесс её осознания - с самого начала, следя за содержанием - до конца - и… Откат к самому началу, уже с других позиций и суждений, думая о совершенно другой книге.
Конечно, можно сказать, что я смешон и банален, ведь на всё существуют разные точки зрения - но это не совсем так. Здесь речь идёт именно о том, что новая сторона предмета постигается только после осознания предыдущей - по цепочке, и нельзя сразу прыгнуть на середину цепи.
А насчёт персонажей, сюжета, характеров, ситуаций - даже не буду ничего говорить. Всё таки, Харрис - мастер, и этим всё сказано. Единственное что - всё таки, здесь мы имеем более чёткую детективную линию, чем где-либо из прочитанных мною её книжек.
That’s all, Nya.